Развитие фонематического слуха  - это различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи у детей. Данный навык необходим для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. 

Плохое развитие фонематического слуха может привести к функциональной дислалии — нарушенному произношению отдельных фонем или групп фонем. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам. 

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, детьми не дифференцируются на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.
 
Для развития фонематического слуха детям этого возраста предлагаются игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Вот некоторые из них: 

1. Выдели слово 
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. 

2. Какой звук есть во всех словах? 
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. 

3. Подумай, не торопись 
Предложите детям несколько заданий на сообразительность : 
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. 
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) 
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. 
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. 
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 

4. Шутки - минутки 
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. 

Примеры: 
Хвост с узорами, 
сапоги со шторами. 
Тили-бом! Тили-бом! 
Загорелся кошкин том. 

За окошком зимний сад, 
Там листочки в бочках спят. 
Мальчишек радостный народ 
Коньками звучно режет мёд. 

Кот плывет по океану, 
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук, 
Маша мчится к маме: 
Там ползёт зелёный лук 
С длинными усами. 

Божья коробка, 
полети на небо, 
Принеси мне хлеба. 

5. Звуки по кругу
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета). 
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. 
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. 

6. Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). 
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. 
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

По материалам сайта "Логопед плюс"