"Детям необходимо прививать любовь к труду" - это не пустые слова. Это очень важный момент в воспитании подрастающего поколения. А начать можно с домашнего труда. Дети будут с удовольствием выполнять домашние обязанности, особенно если увидят их необходимость для жизни семьи. К тому же за свой труд ребенок получает поощрения и моральную поддержку со стороны родителей.

Родители никогда не должны настаивать на каком-то одном деле, они всегда должны давать ребенку свободу выбора, потому что иначе малыш может подумать, что они скинули на него то, что сами делать не хотят. Если родители обязывают ребенка выполнять какое-либо дело, то тот, в свою очередь, воспринимает это как наказание. Распределять обязанности нужно с некоторой долей юмора, тогда дети с удовольствием примут такой образ жизни семьи. Ведь работа на самом деле может вызвать у детей массу удовольствия.

Понятно, что рутинная работа, которая выполняется по дому, приносит не много удовольствия и надоедает, зато малыш учится самодисциплине. Также ребенок учится решать комплексные задачи, как на бытовом, так и на умозрительном уровне. Он учится ставить цели перед собой и вырабатывать навыки, которые помогут ему в их достижении. Выполняя конкретные задачи, малыш учится задействовать в работе свои внутренние ресурсы.

В 6 лет ребенку можно давать кое-какие постоянные поручения, таким образом, у малыша будет воспитываться ответственность за выполняемые ими дела и способность принимать решения самостоятельно. Ребенку во всех его действиях обязательно нужно помогать, потому что неудача может вообще убить у него охоту что-либо делать.

Многие требования взрослых ребенку выполнять еще очень трудно. Но важно, чтобы он хотел трудиться, чтобы он получал удовольствие от самой работы, удовлетворение от ее результатов. Исследования психологов и педагогов показывают, что в раннем возрасте все поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний, и главный способ побудить ребенка действовать в желаемом направлении - это вызвать у него положительные чувства, сделать для него привлекательным то, что мы ему предлагаем.

Как же этого добиться? Объясняешь, растолковываешь, мотивируешь, а все равно не получается... Во-первых, в дошкольном возрасте для ребенка труд - подражание действиям взрослых. Превратите его в своеобразную игру с добавлением фантазии. Подскажите, например, малышу, как можно убрать игрушки: машины поставить в "гараж" из кубиков или конструктора, мишку уложить спать... И вы увидите, как он увлечется такой игрой-уборкой. Да ведь на полке или в отведенном для игрушек месте в детской комнате можно создать целый игрушечный город с "домами", вам будет интересно подключиться к такой игре. Но слишком тоже не увлекайтесь - пусть инициатива все-таки останется за вашим чадом. Ребенок почувствует себя хозяином положения, а это удовлетворит его детское самолюбие.

Ни в коем случае не следует давать ребенку деньги (любое другое вознаграждение) за то, что он выполнил домашнюю работу, а то он быстро усвоит, что творить добро очень прибыльное дело. И не нужно его таким образом подкупать. Малыш должен понять, что, выполняя свои обязанности по дому, он приносит пользу семье. Помните, поощрять детей нужно очень осторожно, дайте понять малышу, что за добрые поступки не нужно ждать материального вознаграждения. Дети, которые привыкли получать плату за выполненную по дому работу, быстро соображают, что без вознаграждений они делать ничего не должны.

При воспитании трудолюбия учитывайте и физические особенности ребенка, так как силы у него могут быть, а вот мышцы в этом возрасте еще недостаточно выносливы и позвоночник не совсем сформировался. Любые физические перегрузки могут вызвать общее истощение или приведут к искривлению позвоночника.

Не следует приобщать к труду "от случая к случаю", особенно детей 5-7 лет, потому что у них должны быть уже свои постоянные домашние обязанности: подмести пол, полить цветы, застелить свою постель, помыть посуду. Если же вы будете делать все за ребенка, ссылаясь на то, что сам он сделает это медленно, а у вас нет времени, то к 4 годам у него угаснет стремление к самообслуживанию. Если вы попросите его сделать что-то, что раньше вы делали за него, самому, то малыш не поймет, с чего это вы вдруг стали требовать от него что-то. А в возрасте 7-9 лет ребенок просто начнет отлынивать от выполнения поручений. Во всех случаях необходимо помнить и о том, что у ребенка надо воспитывать так называемую трудовую установку - он должен знать, что выполнение той или иной работы действительно кому-то нужно. Малыш должен видеть перед собой конкретную цель. Любовь к труду поможет ребенку повысить самооценку, у него появится уверенность в том, что он многое может и делает это хорошо. Трудолюбие даёт и психическую устойчивость, вырабатывает весёлый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию. Трудолюбие непременно вознаграждается уважением окружающих. Только труд даёт ощущение полноты жизни. Не отнимайте это ощущение у ребёнка, а помогите его становлению. Все это обязательно хорошо отразится во взрослой жизни.

Составлено с использованием методических материалов
и рекомендаций из печатных и электронных источников