Содержание коррекционной работы направлено на  обеспечение:

 

коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с нарушениями речи и оказание помощи этим детям в освоении Программы ДОУ.

Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их речевом и психическом развитии.

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК)

Возможность освоения детьми с особыми образовательными потребностями Программы и их интеграция в образовательном учреждении.

 

           Содержание  работы логопеда:

 

·         формирование полноценных произносительных навыков;

·         развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

·         развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

·         обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

·         воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем в сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи;

·         развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

·         формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

 

 

Основой  календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральными государственными требованиями является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, позволяющее организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей. В соответствии с ФГТ основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия.

В соответствии с профилем группы такое направление, как «Речь. Навыки речевого общения»  (познавательно-речевое развитие) выдвинуто в программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие линии развития, как социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, связаны с основным направлением и позволяют  решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

          В МДОУ д/с № 158  сентября 2011 г. функционирует психолого–медико–педагогический консилиум (ПМПк). «Положение о медико – психолого – педагогическом консилиуме» принято на педагогическом совете педагогов

 Цель: Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности ребёнка и обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения.

Основные задачи

 

В работе с детьми

  • Проведение диагностики индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  • Создание условий для комфортного эмоционального состояния детей, максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребёнка.
  • Разработка индивидуальных, коррекционных и опережающих программ развития детей.
  •   Развитие познавательной функции ребёнка.
  •  Выявление резервных возможностей развития.

 

  • Подготовка детей к новой ситуации социального развития.
  •   Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в учреждении возможностей;
  •    Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности.

 

Работа с педагогами направлена:

 

  •  На повышение их психологической компетенции и компетенции в вопросах речевого развития детей.
  • На обучение технологиям полноценного развивающего общения с ребёнком.
  •  На подготовку профессиональной рефлексии в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
  •  Применение и внедрение новых педагогических технологий.

Педагог-психолог

 

  • Взаимодействует с педагогами по определению факторов, препятствующих развитию детей и выбору направлений коррекционно-развивающей работы.
  • Осуществляет преемственную связь с родителями в решении проблем по развитию детей.

 

Работа с родителями направлена:

 

  • На знакомство с закономерностями развития ребёнка.
  • На повышение психологической компетенции в вопросах обучения и воспитания детей
  •   На анализ условий жизнедеятельности ребёнка в семье для развития его произвольной саморегуляции.
  •   На формирование мотивационной основы взаимодействия с ребёнком.

 Учитель-логопед.

- Взаимодействует с педагогами по вопросам развития речи детей.

 

- Участвует в психолого-медико-педагогической комиссии (совместно с заместителем заведующей по учебно-воспитательной и методической работе) по направлению детей 5-летнего возраста для посещения  компенсирующей группы для детей с нарушениями речи или логопункта.

- Проводит консультирование педагогов в вопросах речевого развития детей.

-Участвует в методических мероприятиях.

Основные этапы работы и их содержание

Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно.

Диагностика физического, психического и личностного развития детей, его навыков и умений, служащая основой для постановки целей.

Оформление «сопровождения» ребёнка.

Выявление динамики, а также проблем в их развитии.

Разработка рекомендаций по организации педагогического процесса с учетом возрастных психофизических и личностных особенностей воспитанников.

Отбор и применение методических средств.

Определение направлений адресной педагогической, социальной, психологической помощи детям.

Составление индивидуальных программ.

Анализ промежуточных и конечных результатов, дающих возможность корректировать ход работы.

Разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов и родителей с целью облегчения адаптации ребёнка к ДОУ.

Диагностика социальной атмосферы семьи.

Выявление семей «группы риска», разработка рекомендаций по работе с ними.

Состав

Заведующая

Заместитель заведующей по воспитательно – методической  работе.

Педагог-психолог

Логопед

Музыкальный руководитель.

Медицинская сестра

Воспитатели

 

 

Организация работы

Работа консилиума осуществляется за 3 рабочих цикла в год: на начало учебного года, промежуточный и на конец учебного года.

Периодичность заседаний определяется необходимостью коррекции или социальным запросам родителей или педагогов.

 

Технология организации логопедического обследования

 

I.       Ориентировочный этап.

           Задачи:

·         сбор анамнестических данных;

·         выяснение запроса родителей;

·         выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

          Виды деятельности:

·         изучение медицинской и педагогической документации;

·         изучение работ ребенка;

·         беседа с родителями.

II .Диагностический этап.

 

Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.

Методы логопедического обследования:

·         беседа с ребенком;

·         наблюдение за ребенком;

·         игра.

 

III. Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.

 

Разделы речевой карты:

·                    паспортная часть;

·                    анамнестические данные;

·                    данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

·                     раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова.

·                    специальное место для записи логопедического заключения.

В ДОУ заполняются речевые карты: Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет), автор-составитель Н.В.Нищева

 

Прогностический этап.

Задачи:

1.           Определить прогноз дальнейшего развития ребенка.

2.           Выяснить основные направления коррекционной работы.

3.           Индивидуальное образовательно-коррекционное сопровождение воспитанника.

Формы образовательно-коррекционного сопровождения:

 

  • Индивидуальная работа
  • Подгрупповая работа
  • Групповая непосредсвеннная образовательная деятельность
  • Взаимодействие родителя с ребенком  дома при консультативной поддержке специалистов.
  • Информирование родителей

Информирование родителей - деликатный и сложный этап с результатами обследования ребенка. Он проводится в виде индивидуальной беседы с родителями в отсутствии  ребенка.

 

 

 

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ  и объединения усилий в данном направлении,  в нашем ДОУ выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности посредством:

- создания команды сотрудничества, куда вошли учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, руководитель изостудии, медсестра;

- повышения профессионального уровня всех специалистов;

-организации в группах коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

При этом решаются следующие задачи:

  • Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;
  • Выстраивать  механизм взаимодействия между специалистами:

-учитель-логопед - педагог-психолог;

-учитель-логопед - воспитатель;

-учитель-логопед - инструктор по физической культуре;

-учитель-логопед - музыкальный руководитель;

·         Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

·         Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

·         Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

   Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.

Результаты данного обследования показывают, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства детей нарушены в той или иной степени психические процессы памяти, внимания, мышления,  навыки конструктивной деятельности и т.п.

 Успешной коррекционная работа в ДОУ может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. И здесь основным принципом организации работы  является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Поэтому, наиболее тесная связь в условиях логопункта осуществляется между логопедом и психологом, который, в первую очередь, проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Учебное расписание общеобразовательного ДОУ не включает специально отведенного для занятий с логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;

Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. Заведены тетради взаимодействия, из которых воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию разных сторон речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания в тетради по индивидуальной работе,  воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. В логопедических тетрадях находятся также различные задания для всех детей группы по совершенствованию фонематического слуха. Во второй половине дня дети могут заниматься штриховкой, обведением фигур по контуру, вырезыванием. Тем самым идет не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарат. Важное внимание уделяется профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. С этой целью в группе у нас созданы коррекционные, сенсорно-речевые уголки с разнообразным материалом. Здесь имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, верёвочки, сухие бассейны и т.п. Логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку в занятиях.

 Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте  ДОУ, помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений.

    Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи. Обсуждение путей решения коррекционно-речевых задач с инструктором по физической культуре, привело к использованию им на занятиях логоритмических и кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики. Дети, имеющие проблемы в развитии, по решению ПМПк охвачены дополнительными занятиями в кружке по обучению плаванию в бассейне. Большое внимание инструктор по плаванию уделяет увеличению объёма лёгких, выработке правильного дыхания, необходимого детям для постановки звукопроизношения.

 

     Музыкальные руководители также используют в различных частях своих занятиях логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие сукцессивных способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма  при обучении в школе.    

     Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении использовала руководитель изостудии. Ведь обучение детей ручному труду обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Дополнительные занятия в её кружке в первую очередь посещали дети с нарушением развития мелкой моторики рук. На нод по рисованию планировались включения рисования штрихом, графические росчерки.

 

      Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Неоспорима важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Изначально родители в известной мере привыкают к речи своих детей.