СКАЗКА О ХОХЛОМЕ
Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка.

Легенда.

Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом:  делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда. 

Из истории хохломской росписи.

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.


Рисунок хохломы.

Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном  так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением. 


В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.


Процесс производства 

Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, то есть  блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик.

 

"ЗОЛОТО ХОХЛОМЫ"
Как за волгой яр хмель
Над кусточком вьётся.
 Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Житьё пребогато:
Серебряные листья,
Цветы золотые.
                                                     Русская народная песня

Все предметы хохломы сделаны из дерева, но его нигде не видно, и предметы блестят, сверкают, как металл. Сравните с металлической ложкой. Так же блестит. Хох ломские мастера изобрели способ украшения посуды не настоящим золотом, очень дорогим благородным материалом, а позолотой. Порошок из недорогого металла-олова- наносят на изделия и покрывают олифой(варёное льняное масло и сейчас используют во время ремонта). Олово под жёлтой плёнкой становится очень похожим на золото.

                          Красно-чёрным по золоту
                          Полыхает пожар
                          Всё нетленно и молодо,
                          Всё в ней мир поражать.
                          ...................................
                          На столе моём письменном
                          Нескончаемый май,
                          Полыхает жар- птицею
                          День и ночь Хохлома!

Кажется, будто посуда собралась на торжество, нарядившись в самые праздничные одежды. Здесь сочетаются традиционные для древней Руси цвета- красный, придающий теплоту и мягкость"золоту" хохломы, и чёрный, усиливающий его сияние.

                          Хохлома, Хохлома,
                          Наше чудо дивное!
                          Мы рисуем Хохлому-
                          Красоту невиданную.
                          Рисовали "травку"
                          Солнечною краской,
                          Ягоды- огоньки-
                          Алой краской от зари.
                          Сколько здесь прекрасных чаш-
                          Это вам подарок наш!

Хохломские мастера переносят увиденные в природе растения и их элементы в свои узоры. Понравилась художнику ветка с яблоками, он тут же запечатлел её на блюде.А веточка, густо усеянная спелыми вишенками -улеглась по всей окружности чаши.Гроздья красной смородины вместе с чудными листьями, которые украшают миску,не отличишь от настоящих ягод, лежащих рядом.Стебельки клубники такие тонкие, так причудливо изгибаются под тяжестью ягод и листьев. А вот и крыжовник. Его полосатые ягоды не спутаешь ни с какими другими. То ли нарисованные, то ли настоящие в ложке устроились! Ягоды малины отличаются от других смешными зелёными хохолками и сложной формой- множество сочных шариков склеились в одну ягоду. По тулову вазы изгибаются нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами чёрной смородины. А вот и русская красавица- рябина. На поверхности сахарницы расцветают и вовсе нигде не виданные золотые цветы. Большой ковш "курица" напоминает добрую сказочную птицу. Как жар горят её причудливые перья, превращаясь в затейливые цветы и узоры.
Кудрина тоже родом из Хохломы- большого старинного торгового села под Нижним Новгородом. Как и травка, кудрина- растительный узор. Только рисуют его иначе, изображая не растение, а пространство между ними.
                        Весело-весело, мастерит всё село:
                        Ложки, игрушки,блюда и кружки!
                        Везём на базар расписной товар.
ЛЕГЕНДА О ХОХЛОМЕ
Хотите узнать легенду о том, где взяла Хохлома свои огненные краски? Слушайте.

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил вольную жизнь. Однажды тайно покинул он царский двор и перебрался в глухие леса.
Срубил мастер себе избу и стал заниматься любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота русской земли.Так и появились первые хохломские чаши.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Приезжали люди полюбоваться работой мастера, многие оставались жить рядом. Дошла слава мастера и до грозного государя. Велел он отряду стрельцов найти и привести беглеца. Узнав о надвигающейся беде, собрал мастер односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда царские посланники вошли в село, увидели они, как горит ярким пламенем изба чудо- художника. Изба сгорела, а мастера, как ни искали, нигде не нашли. Но остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и черноту пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство,и до сих пор хохломские краски напоминают всем о счастье свободы, о жаре любви людям и жажде красоты.