Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет, то  есть правильно организованная взрослым среда способствует развитию ребенка.

В качестве основных направлений создания и совершенствования развивающей среды мы рассматриваем следующие:

• выполнение требований органов санитарно-эпидемиологического надзора  с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка

• создание полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения с взрослыми

• создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организация «уголков уединения»

• использование участка, позволяющего организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующее проявлению разных видов из активности

• полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка

 В каждой возрастной группе нашего детского сада созданы достаточные условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей в различных видах деятельности: игровой, двигательной, театрализованной, конструктивной и т.д., которые размещаются и содержат разные материалы для игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды осуществлены педагогами рационально, логично, удобно для детей, в целом отвечают возрастным особенностям и потребностям детей. Включают стационарную мебель. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, позволяет детям свободно перемещаться.

В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей. В каждой группе есть приспособление для закаливания и там где запланировано – коврик для оздоровительной гимнастки после сна, приспособление для самомассажа – резиновые коврики, ребристые доски, пуговичные коврики. Для осуществления занятий по физическому развитию детей в МБДОУ функционирует спортивный зал и летняя спортивная площадка, оснащенная необходимым оборудованием.

Зал оснащен спортивным комплексом гимнастическими матрасами, скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, мячами, обручами, скакалками и другим необходимым оборудованием. Для создания эмоционального настроения в зале имеется магнитофон, фортепьяно, игрушки.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах раннего возраста выделено большое пространство, где детям предоставлена возможность играть с игрушками-двигателями. Во вторых младших и средней группах развернуты «уголки сюжетно-ролевых игр»: «Дом», «Магазин», «Больница», "Парикмахерская" и др. В группах старшего и подготовительного к школе возраста созданы «познавательные уголки» и «уголки отдыха».

В каждой возрастной группе есть «зеленый уголок» с различными видами растений. Имеющиеся в ДОУ материалы способствует формированию у детей уважительного отношения к живой природе и удовлетворенного интереса детей к животным.

Каждая группа имеет оборудованную игровую зону, оформленные дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимую для организации разных видов деятельности детей.

В МБДОУ созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный, оформленный музыкальный зал, детские музыкальные инструменты, дидактические игры и игрушки.

Для проведения диагностической и коррекционной работы в ДОУ имеется кабинет педагога- психолога, учителя- дефектолога, учителя- логопеда. Ведется работа по накапливанию видеоматериалов проведенных мероприятий. Таким образом, в детском саду созданы достаточные условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется в целях содержания и поддержания интереса детей

Проект Методический рекомендаций по организации предметно- развивающей среды