Роль игры в развитии интегративных качеств ребенка


Сформированность таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь очень важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщают детям и какие методы обучения применяются. Игра - это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку выполнение правил.

По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки), манипулятивные с предметами (двигающимися предметами игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто играют, забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже вся игра принимает коллективный характер, хотя строгого распределения ролей нет, и дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.

Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности в обращении с ними.

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а также материал сказок и рассказов.

К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме. Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра "в школу", являясь близкой перспективой старших дошкольников.

Старшие дошкольники в значительно большей степени, чем младшие, допускают всякого рода условности в игре, заменяют одни предметы другими, дают им вымышленные названия, изменяют порядок изображаемых действий и т.д. И все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Сущность игры, как ведущей деятельности, состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей деятельности.

В игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших дошкольников. Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры по определенному плану, воссоздавая объективную ломку событий в определенной последовательности. Каждое действие, производимое ребенком, имеет свое логическое продолжение в другом, сменяющем его действии. Вещи, игрушки и обстановка получают определенные игровые значения, которые сохраняются на протяжении всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка связаны с действиями другого. Разыгрывание роли заполняет всю игру. Для детей является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия.

Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы. Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, но только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою. Взрослые знают, что дети любят играть. Но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.

Дети, которые умеют играть, эмоционально отзывчивы, жизнерадостны, словом они живут полной, по-настоящему счастливой жизнью. И наоборот, дети, которые не умеют играть, не любят играть, шагу не могут ступить без взрослых, требуют постоянного внимания и участия взрослого во всех занятиях, раздражаются, капризничают или становятся вялыми, равнодушными. Часто у них нарушен контакт со старшими, они затрудняются что-либо спросить у взрослых или о чем-либо поговорить с ними, не доверяют им.

Ребенок получает в хорошей игре многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать, что думают, что переживают другие. Ребята, которые умеют играть дома, спокойнее привыкают к детскому коллективу.

Развитие дошкольника зависит главным образом от того, как и во что он играет. Хорошая, полезная для ребенка игра сама по себе не происходит. Помочь ребенку овладеть этим необходимым ему видом деятельности должны старшие.

Это могут быть не только взрослые, но и братья, сестры. Приобщать ребят к игре следует с первых дней жизни. Прежде всего, надо знать, что игра формируется взрослыми как детская самостоятельная деятельность, как деятельность самого ребенка. Ребенок, а не взрослый, в игре должен быть хозяином положения.

Уважаемые родители! Организуя игру ребенка и становясь ее участником помните следующие правила

  • Вдумчиво, тактично, неназойливо руководите игрой;
  • Не диктуйте ребенку, что ему делать, постоянно поучая его;
  • Постарайтесь помочь ребенку советом, незаметно направить его игру в нужное русло;
  • Когда ребенок сам научится решать игровые задачи, по-своему выходить из затруднительного положения в игре, он обретает уверенность в своих силах.
  • У партнеров по игре ребенок учится играть с воображаемыми предметами
  • Чем старше становится ребенок, тем более тонким и вдумчивым должно выть вмешательство в его игру.
  • Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаметный кропотливый труд - распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.

Составлено с использованием методических материалов
и рекомендаций из печатных и электронных источников