Дымковская скульптура — это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии. Она выполняется легко, быстро и свободно; фигурки  людей и животных даются в самых общих конту­рах; все — и скульптурная форма и роспись — делается сразу, без каких-либо поправок и доделок, на всем лежит отпечаток непосредственности и жи­вой импровизации, все свежо, пластически вырази­тельно, ярко и красочно.

Под незамысловатостью и некоторой примитивно­стью скульптурных форм игрушки скрывается уди­вительная жизнерадостность, обаяние высокого мастерства, лукавая меткость характеристики. Важ­ные и смешные от этого «барыни», «модницы», «франты», «наездники», изящные «водоноски» с разноцветными ведерцами на коромыслах, «кони» с голубыми, розовыми и зелеными яблоками на бе­лоснежных боках, украшенные волнами черных грив, «олени» с золочеными рожками, веселые вы­водки «уточек-свистушек», «петушки» и «индюш­ки» с яркими гребнями и узорчатыми хвостами.... Все это красочно, весело, нарядно... очень близко и доступно восприятию и пониманию детей. 


Дымковская глиняная игрушка широко использует­ся в детском саду в продуктивной и познавательной деятельности. Знакомя детей с образцами дымков­ской игрушки, воспитатели рассказывают о том, как изготовляют мастерицы из села Дымково свои иг­рушки.

Спокойная, неширокая река течет возле самого се­ла, и в синей ее глади отражаются лес и белые об­лака, формы которых порой бывают удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Облака такие же белоснежные, какими бы­вают дымковские игрушки до того, как на них ло­жится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, но среди травы, то там, то здесь встречаютсярыжие проталины глины. Из глины дымковские ма­стерицы и лепят свои игрушки. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах или на подоконниках. Затем игрушки обжигаются вжарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, внутри ее очень просторно, и поэтому в ней может разместиться сразу очень много игрушек. Оттого, что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на раз­ные голоса, как колокольчики. От огня игрушки становятся сначала ярко-красными, затем покрыва­ются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного на моло­ке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Что­бы укрепить красочный слой и сделать его немар­ким, игрушки после росписи покрывают тонким сло­ем яичного желтка.

Дымковская игрушка вводит детей в красочный мир сказки и фантазии, давая им яркие красочные ассо­циации и представления, обогащающие их восприя­тие, развивающие их воображение и фантазию. Эти изделия народного искусства знакомят детей с веселой радугой цветов: желтым, синим, оранжевым, зеленым, алым, лиловым, красным, черным, сочно нанесенных на ослепительно белый фон игрушки, отчего каждый из этих цветов звучит особенно ярко и празднично. Это создает цельный цветовой образ, характерный только для росписи дымковской глиня­ной игрушки. Такой же цельной по восприятию яв­ляется и пластическая выразительность объемных форм игрушки.

Роспись дымковских игрушек орна­ментальна. 


Всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки-горошины и клетки состав­ляют графику дымковского орнамента. Однако, не­смотря на такое, сравнительно небольшое число гра­фических элементов, это не исключает создания из них самых разнообразных вариантов узоров роспи­си. Орнаментальная роспись дополняет пластику скульптурных форм дымковской игрушки: подчер­кивает характер женского костюма, характер при­чески или головного убора и т. д. Как в скульптур­ной форме, так и в росписи дымковские мастерицы никогда не стремятся к натуралистичности изобра­жения. Золоченые рога оленей, синие, оранжевые, черные полосы и волнистые линии в росписи птиц, животных, зеленые и лиловые круги в раскраске ко­ней делают их нарядными и декоративными. Харак­терно, что белый фон игрушек никогда не закраши­вается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Детям интересно рассмотреть скульптурки коней. При этом следует обратить их внимание на выразительность пластического ре­шения животных, на их обобщенный и четкий силуэт, на цветовое решение. Расписывая вылепленных из глины коней, мастери­цы любят украшать их точками-горошинами. Горошины могут быть мелкими, какими украшен конь с золочеными ушками и наездницей.


Крупными синими горошинами расписан другой конь. Среди них полосой  рассыпаны  мелкие горошины красного цвета. В красный цвет закрашены и сто­ящие торчком уши этого конька. Гривы коней укра­шены черными штришками-полосками.


«Уточка-свистулька», «курочка-наседка» и «индюш­ка» более красочны по росписи. Колорит росписи птиц строится на сочетании ярких, насыщенных цветов: красного, зеленого, фиолетово­го, желтого. Орнамент росписи очень разнообразен. Здесь и декоративная роспись крыльев, гребней и хвостов птиц свободным кистевым приемом. Здесь и узорчатость волнистых линий, и графика разно­цветных кругов, точек, клеток, сочно нанесенных ки­стью на белый фон скульптуры. Рассматривая изо­бражения   птиц,   дети   знакомятся   с  колоритом и графическими элементами дымковской игрушки. Воспитателю следует также обращать вни­мание детей на то, как выразительны по пластике фигурки птиц, как различаются они между собой, чтонаиболее характерно для каждой из этих птиц. Так, рассматривая скульптурную группку «уточки-сви­стульки» с утятами, внимание детей следует акцен­тировать на обобщенном силуэте всей скульптурной группы в целом. Объемные формы уточки и утят на­столько просты по форме, что их несложно выле­пить на глазах у детей. Желательно, чтобы воспи­татель показал детям, как лепится из глины такая уточка и утята.

Рассматривая изображение «курочки-наседки», вни­мание детей следует обратить на то, как интересно вылеплены крылья птицы — у них волнообразная форма. У «индюшки» пышный и очень декоративный хвост. И сама она такая важная. Свободная рас­кладка красного и желтого цветов по краям хвоста и крыльям создает своеобразную окантовку скульп­тур. Внутри ее узорчато располагается орнамен­тальная роспись.